Искусство световой рекламы
Просто использовать яркий свет недостаточно. Более того, такой свет часто только мешает восприятию рекламы, создает пестроту в ее общей картине. Особенно это проявляется при ее скоплении в одном месте. Для решения задачи нужно нечто другое — особая, художественная разработка света. Многие подходят к этой разработке с позиции того, что дизайнер с развитым вкусом сам знает, что и как нужно делать. Это действительно так, но этого мало. Вкус может и подвести, оказаться, что называется, не на высоте. Требуется <чуть> большее: строгий учет особых <правил> или, лучше сказать, условий достижения художественной выразительности световой рекламы. В чем же заключаются эти условия?
1. Выразительность объемной формы подчеркивается яркой и цветной световой пластикой |
Первое и наиболее важное — это использование света как средства не только выделения рекламы из окружения, но и создания художественно выразительной формы. Чтобы <затронуть> внимание человека, часто яркого света, даже в условиях темноты, недостаточно. Световая форма должна оказывать на него и эмоциональное воздействие. Чтобы создать такую форму, нужно учитывать особенности ее вида днем и вечером. Эта форма часто — просто <негатив> формы <дневной> рекламы: темные надписи и знаки на светлом фоне вечером выглядят светлыми, яркими пятнами на тёмном фоне, который иногда вовсе пропадает. Именно с этим <негативом>, а не с <дневной> формой приходится работать дизайнеру по световой рекламе. В особых случаях, например, при использовании внешней подсветки, освещаемая рекламная форма может повторять <дневную> форму рекламы. Но даже в этом случае она требует корректировки, а именно, четкого выявления характера <дневной> формы. Однако внешняя подсветка не так ярка, как, например, неон. В этом смысле её применение ограничено.
2. Пример выразительной контражурной подсветки надписи | |
3. Разнообразное освещение элементов рекламы обеспечивает ей острый пластический характер |
Специфично также то, что всякое изменение формы световой рекламы в сравнении с <дневной> неминуемо влечет за собой изменение ее содержания. Точнее, в ней перераспределяются смысловые акценты. Например, выделяются (или, наоборот, отходят на задний план) те же главные информативные элементы — надписи и знаки. Порой, информативно нейтральный <дневной> фон выходит вперед. Тем самым ослабляется внимание к собственно информативным элементам. Вообще, в световой рекламе, как и <дневной>, лучше выделять условно информативные формы — шрифтовые и изобразительные. В дизайне они называются образными. Просто условные формы (геометрические линии, плоскости и объемы) целесообразно использовать только в качестве фона. Почему лучше? Потому, что образная реклама ближе к зрителю, что называется, по душе и духу. Она не только действует на зрение, но и эмоционально активна. Поэтому необходимо сделать так, чтобы фоновые элементы в форме световой рекламы не забивали своей яркостью образные. А ведь в практике, чаще всего, бывает наоборот — гигантские, яркие световые плоскости зрительно подавляют главные, несущие <деловую> информацию элементы, вызывая не интерес зрителя, а отмеченное выше чувство беспокойства и даже раздражения.
4. При относительно небольших размерах и разнообразии элементов, световая реклама отличается крупномасштабностью и цельностью | |
5. Световая реклама отличается впечатляющим разнообразием форм |
Однако в такой образной корректировке световой рекламы таится одна существенная опасность. Образные формы могут переходить в натуралистические, не дающие уже широкого и глубокого представления о предмете рекламы. Вторые показывают этот предмет в обыденном виде. Они не оказывают нужного эмоционального воздействия на зрителя. В них отсутствует убедительность и художественная выразительность образных форм. Яркий пример тому — хорошо освещаемая фотография, представляющая рекламируемый объект в <натуральном> виде. Если она образно не скорректирована (т.е. ей не придана условность, она не укрупнена, не выделен главный элемент), ее эффективность невысока.
6. Образный характер светового рисунка прямо отвечает содержанию рекламы |
Еще один интересный момент: рисунок световой рекламы. Правильнее говорить не о рисунке, а о ее пластической выразительности. Дело в том, что световая реклама с точки зрения внешнего вида — это, по сути, та же конфигурация, геометрия, силуэт <дневных> рекламных устройств, только представленных в свете. В целом — это своеобразная рекламная светопластика. Раскрытие ее характера обуславливается тем же включением световой рекламы в пространство. Только специфичное — темное. В таком пространстве объемные рекламные формы, так же как и днем, смотрятся лучше плоских форм. С разных точек зрения они характеризуются разными ракурсами, что придает им дополнительную, художественную выразительность. Наиболее простой прием ее достижения — уже отмеченная нами внешняя подсветка <дневных> рекламных устройств с выявлением характера их пластической формы. Но он не обеспечивает яркого свечения рекламы. Это способен сделать открытый, неоновый свет. Для него естественен линейный рисунок, который в темном пространстве выявляет практически любую пластическую форму световой рекламы. В частности, при сближении светящихся неоновых трубок образуется яркая световая плоскость, на которой темным силуэтом прекрасно смотрятся ажурная надпись или знак.
Еще один выразительнейший прием — применение света, скрытого за светорассеивающими материалами. Сегодня им пользуются довольно широко. Но применяют в основном однообразные световые короба стандартного исполнения с <рабочей> передней панелью. Художественные возможности этого приема не раскрываются в должной степени. Изредка увидишь целиком светящиеся изнутри, объемные буквы. Очень мало букв, имеющих разноцветные световые стороны, выявляющие их объемный характер. И уж совсем редко встретишь объемную, светящуюся изнутри рекламу в виде знака. Понятно — ограничены средства на ее изготовление. Но эффектная <игра> с подобными формами не стоит ли <свеч>?
7. Еще один пример выразительного сочетания в рекламе разных световых форм | |
8. Великолепно исполненное, крупное и яркое витражное решение световой рекламы на фасаде здания универмага |
Не меньший интерес представляет и так называемый <контражурный> свет. Он располагается за отнесёнными от стены плоскими или объемными буквами и знаками. Применяется для создания особого эффекта — светящегося ореола вокруг тёмной по силуэту рекламной формы. Эффект действительно впечатляющий, особенно при светлом фоне и относительно близком рассмотрении рекламы. Но более всего действенно контрастное сочетание всех выше указанных приемов пластического решения световой рекламы. Весьма убедительно в своей остроте сочетание, например, линейного неонового и рассеянного или рассеянного и контражурного света.
Сегодня в световой рекламе значительно расширился арсенал технических средств ее изготовления. Появились новые источники света, обеспечивающие крайнее разнообразие световых форм. Всё большее применение находит так называемый <гибкий свет>. Это — всевозможные светопроводящие и самосветящиеся волокна, разного рода световые <дожди>, <сети>, <звезды>, <гирлянды> и т.п. Весьма эффектен <боковой свет> или <КС> — краеосвещаемые системы, построенные на торцевой подсветке прозрачного оргстекла (акрила) с выгравированными на нем надписями и знаками. Такая необычная световая реклама выглядит буквально парящей в воздухе. Задача состоит в том, чтобы придать всем этим новым формам интересный, художественный характер.
9. Удачное применение в наружной рекламе контрастного рассеянного и контражурного света |
Несколько слов об особенностях достижения соразмерности световой рекламы человеку или ее масштабности. В темноте границы окружающего рекламу пространства зрительно раздвигаются. Габаритные размеры <дневной> рекламы меняются. Световая реклама выглядит более мелкой и удалённой от зрителя. В определённой мере она скрадывается тёмным пространством. Не помогает и иррадиация — рассеивание света вокруг световой формы. При таких особых условиях требуется ее максимальное укрупнение. Это — устранение в световой рекламной форме лишних деталей, наименьшее членение, повышение яркости и пр. Все эти приемы направлены на то, чтобы делать рекламу соразмерной человеку. Результатом становится легко воспринимаемая, масштабная, художественно выразительная световая реклама.
10. Сосредоточение крупноразмерной световой рекламы при повышенной яркости и значительных размерах вносит в облик города определенную пестроту (Япония) |
И, наконец, совсем коротко о динамике, применяемой в световой рекламе. К сожалению, она используется сегодня в основном для создания чисто внешних эффектов. Более глубокое, эмоциональное воздействие динамические эффекты оказывают в том случае, когда применяются в прямой связи образным решением световой рекламы. Например, действительно, эффективна иллюзорная передача движения какого-то условно представленного предмета или вообще использование динамики, отвечающей широкому и глубокому смыслу передаваемой рекламной информации. Именно тогда световая реклама активно действует на человека и зрительно, и эмоционально. Она не только привлекает к себе внимание, но и, что особенно важно в художественном отношении, убеждает, запоминается.
В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что на улицах наших городов в скором будущем появится еще больше сколь яркой, столь и выразительной световой рекламы.
автор Устин В.Б.
профессор МГХПУ им. С.Г. Строганова,
кандидат искусствоведения
журнал «Наружка> №3 2003 год