Рядом с рекламой

(об  особенностях праздничного оформления города)

В отдельные дни город буквально расцветает яркими красками и необычными формами. Это — праздничное оформление. Оно призвано вносить в нашу повседневную жизнь частицу красоты,  радости и хорошего настроения. Его место в городском пространстве — рядом с наружной рекламой. Именно это соседство придает ему особый характер. Какой же?

Праздничное оформление, прежде всего, оживленных мест города с давних времен соседствовало с рекламой. Ярко украшенные народные гуляния всегда сопровождались бойкой торговлей, в которой немаловажная роль отводилась наружной рекламе. Иной раз оформление и реклама представляли собой единое целое. Пример: внешний вид балаганов, цирков, игровых площадок, занимавших, как правило, узловые точки города. Он отличался нарядностью и решал одновременно задачи по привлечению внимания горожан и приезжих к объектам рекламы. У нас был период (причем довольно длительный — почти весь XX век!), когда праздничному оформлению как идеологическому мероприятию уделялось гораздо больше внимания, чем рекламе. Последняя вообще отличалась малочисленностью, не выполняла своих прямых функций (нечего было рекламировать) и, по существу, не участвовала в формировании облика улиц и площадей. Оформление же в дни праздников полностью решало этот вопрос.

 

Группа  праздничных  установок — заметная часть нарядного оформления,  расположенного в свободном от рекламы месте.

Ныне положение дел в корне изменилось. Оформлению и рекламе уделяется большое внимание. Их соседство в праздничные дни  выглядит вполне уместным. Встает лишь вопрос о повышении  эффективности праздничного оформления, как, впрочем, и соседствующей с ним, постоянно действующей рекламы. Как же его достичь?

 

Группа высоких, хорошо выделяющихся в окружении установок — эффектное праздничное  оформление одной из центральных площадей столицы.

 

Первое и наиболее существенное — комплексность размещения элементов праздничного оформления в масштабе отдельных городских участков, целых районов и даже города. Дело в том, что при таком размещении оформление наиболее выигрышно смотрится по отношению к пестрой рекламе, создаваемой в разное время, и самостоятельно действующей в уличном пространстве. Опыт показывает: чем оно крупнее, тем эффект от него значительнее. При максимальной крупности оформления, оно эффективно противопоставляется более мелкой по масштабу, разнородной (даже самой большой и яркой) рекламе, которая пытается выделиться из общего окружения за счет своего самостоятельного, <отдельного> вида.

 

Праздничное крупномасштабное оформление фасада хорошо выделяется в окружении более мелкой рекламы.

 

Однако следует отметить, что за комплексным размещением элементов оформления вовсе не стоит их ординарное, однотипное решение. Напротив, по художественным соображениям требуются многоцветье и разнообразие форм. Они необходимы во избежание казенности и сухости, столь характерных для праздничного облика наших городов в недавние времена. Но устранение скуки, естественно, не должно сводиться к формированию пестрой среды, характерной
для рекламы. Нужен поиск такой ансамблевой композиции, которая  отличалась бы и  единством,  и  разнообразием форм — неповторимым своеобразием.

 

Праздничная нестандартная световая  конструкция   главный элемент вечернего облика площади.

 

Впрочем, сейчас  в нашей практике праздничного городского оформления такой поиск ведется. Это позволяет добиваться  весьма впечатляющих результатов. Удачна, например, практика комплексного оформления улиц значительной протяженности, которая сама по себе обеспечивает целостность композиции. Эта композиция может состоять, к примеру, из простейших элементов —  разноцветных  флажков и  <растяжек>  на столбах наружного освещения. Остается только найти интересную форму и оригинальный цвет этих элементов — и незабываемое, празднично-уличное зрелище <в кармане>. Но добиться этого возможно лишь при наличии фантазии, вкуса и понимания объективных закономерностей построения ансамблевой композиции. Эти закономерности грамота профессии, ее должен знать, и умело  применять на практике всякий работающий в области праздничного  оформления. Здесь можно лишь кратко их обозначить: соподчиненность частей, масштабность, пластическая выразительность и целостность композиции.

 

Наглядный пример эффективного разделения уровней расположения праздничного оформления и световой рекламы.

 

Два слова о соподчиненности и пластической  выразительности  элементов оформления.  Гармоничное сопоставление  частей композиции дает возможность четко выделить в ансамбле главный элемент. С праздничным  оформлением это бывает трудно сделать из-за того, что вокруг много рекламы, старающейся выделиться в  окружении. При сильном рекламном <шуме> главным становится элемент оформления, четко выделяющийся в общей массе как праздничных, так и рекламных устройств. Тогда он, действительно, становится центром всего окружающего пространства (включая и архитектурное пространство). И здесь наша сегодняшняя практика праздничного оформления представляет совсем неплохие результаты. В узловых точках города часто размещаются установки, выделяющиеся среди рекламы и всего праздничного ансамбля как главные элементы. Они <держат> собой вес окружение с помощью больших размеров, самых ярких цветов и оригинальной формы устройств.

 

Большие размеры и оригинальная форма обеспечивают элементам праздничного оформления города выразительность.

 

Что касается пространственного расположения главных праздничных установок, то оно предусматривает включение в ансамблевую композицию оформления отдельных элементов, которые в той или иной степени изменяют равномерный ритм (называемый метром) расположения устройств, размещаемых на столбах освещения. При таком включении оформлению придается динамичный характер, и впечатление, производимое им, усиливается. При этом важно композиционно связать главные элементы оформления с крупными, отдельно стоящими рекламными установками — щитами или эксклюзивными конструкциями. В большинстве случаев такая связь предполагает выделение установок оформления в ряду специальной отдельно стоящей рекламы, их приближение друг к другу, вплоть до образования целостно воспринимаемой группы. Это у нас редко осуществляется. Больше распространена постановка отдельных устройств, хаотично расположенных в городском пространстве, что, конечно же, снижает их эффективность.

 

Выразительная тематическая установка <Парад победы> подлинный центр праздничного оформления города.

 

И, наконец, совсем немного об особенностях праздничного светового оформления города. В вечернее время окружающая среда значительно меняется. Силуэты зданий пропадают, в темном пространстве выделяются освещенные окна и наружная подсветка фасадов. Четко прослеживается строгий порядок точек дорожного освещения. На первый план выходит особо яркая, разноцветная, разнообразная по расположению и форме световая реклама. В такой  среде оформление должно решаться  по-своему. Лучше всего смотрится развернутая и целостная группа средств, занимающих значительное место в пространстве района (место большее, чем  отдельные
точки архитектурного, дорожного освещения и световой рекламы). Такой группой могут быть, например, иллюминированные деревья или элементы праздничного оформления здания, составляющие ансамблевую композицию. Очень эффектный прием — праздничные, световые <растяжки> между столбов дорожного освещения и зданий. Приемы могут быть самыми разными. Главное, чтобы праздничное световое оформление не сводилось к размещению отдельных устройств, теряющихся в пестром  окружении многофункционального уличного освещения. Наоборот, оно должно впечатлять своим крупным масштабом и оригинальностью формы.

 

Подсветка строящегося  здания — чем не эффектное украшение вечернего города.

 

Остается лишь пожелать тем, кто занят праздничным оформлением, большого успеха в работе: ведь их творчество — это наше с вами хорошее настроение.

 

автор Устин В.Б.
профессор МГХПУ им. С.Г. Строганова,
кандидат искусствоведения
журнал «Наружка> №2 2005 год